asyasergeeva: (Default)
[personal profile] asyasergeeva
По-моему, все, кто со мной дружит "вконтакте" (а это почти все те же, кто со мной в журналах) уже видели этот замечательный текст, но все-таки не могла не получить разрешения автора и не запостить это сюда :-). Автор - Даша Саунина , мой самый первый постоянный студент, участник многих моих концертных передряг и собрат по "Бардику". Человек, хорошо представляющий что пишет, во всяком случае, мой опыт, как "маленького арфиста" совпадает с написанным на многие и многие десятки процентов. И ага, похоже, что маленькие кельтисты и педалисты в этом особенно не различаются :-).

90.89 КБ

Арфист - краткое пособие по уходу и воспитанию.

Арфист – младенец.
Как все младенцы неуклюж, опасен для общества и собственной арфы. Нуждается в постоянном внимании, заботе, опеке, ибо стоит преподу (читай,доброй матушке) отвлечься – сразу напакостит руки приходят в такой состояние,что хоть плачь. Ежели до этого даже начального музыкального образования не было,забот – вдвойне как с недоношенным.
Плюсы: безропотное подчинение преподу.
Минусы: всё остальное.

Арфист – карапуз, только что научившийся ходить и даже бегать.
За этим – тем более глаз да глаз. Уже способен что-то играть. Как только удаются первые шаги, сразу же несётся во всю прыть, и конечно же, моментально падает и разбивает коленки сбивается и ошибается. Страшно любопытен. Хочет одновременно и то, и это, и ещё вон то. Хотя и «то», и «это»,и «вон то» в общем то тоже - способен пока только испортить.
Плюсы: неуёмная энергия и любознательность.
Минусы: всё ещё - всё остальное.

Арфист – детский сад, старшая группа.
Он уже знает, что он человек арфист. Он готовится к чему-то большому и важному. Он уморительно серьёзен. Он способен самостоятельно надевать колготки и завязывать шнурки играть гаммы, и у него уже в упражнениях чаще всего правильно стоят руки. Уже играет арпеджио и при этом сам от себя тащится. Уже играет какую-то музыку и тащится от себя ещё больше.
Плюсы: – пока ещё честно играет дома упражнения.
Минусы: – начинает по-тихоньку возомнять о себе.

Арфист - школьник.
Скучный и нудный. Много занимается. Руки в упражнениях – хорошо, руки когда играет – как попало. Но это пока ещё поддаётся перевоспитанию. Его уже можно показывать людям. Плюсы: пока ещё слушается.
Минусы: уже выглядит самостоятельным и рискует попасть в дурную компанию.

Арфист в возрасте полового созревания.
Часто пропадает из поля зрения препода, причём в неизвестном направлении. Всё чаще не ночует дома играет где-то, с кем-то и как-то. Всё время клянчиту препода деньги ноты чего-нить этакого (старых пьес но в другой тональности , Metallica, сам не знаю чего, «чтоб душа сначала развернулась, а потом свернулась обратно»…).
Плюсы: способен на многое.
Минусы: способен на многое.

Что там бывает дальше, я пока не знаю, но очень хочется узнать. Так что
продолжение следует…





У меня самой есть несколько идей, что там может происходить дальше, но я не до конца уверена, что оно так будет происходить у всех :-). Например, где-то ближе к концу последней описанной стадии маленький арфист все больше определяется со своей..ээээ...ориентацией, музыкальной в смысле :-). Ну там, что играть, как и зачем, и надо ли оно мне и если надо - то почему именно. Где-то, еще очень нескоро, на горизонте замаячит возрастной арфа-кризис, основным рефреном которого будет, "А не бросить ли это к чертям и не сесть ли за балалайку?". В какой-то момент могут начать случаться приступы арфового всемогущества, когда начинает казаться, что ты вот прям можешь взять и сделать с этим инструментом и со слушателем почти что все, а потом еще яснее ясного, что до вот этого предполагаемого всего дорога еще в тысячи и тысячи раз длиннее, чем от полного неумения играть до той точки, где ты скорчился сейчас...но, как я уже сказала, это скорее всего индивидуальные вещи :-))
Ну и что бы этот текст был не полностью копипастой, добавлю сюда еще одну классификацию, от себя :-)


Классификация арфистов по типу темперамента

Арфасангвиник-
Лукав и обаятелен, дерзок и быстр – и это все не о личности, а о том, как он играет. Часто пробует на зуб «границы арфового мира» - игра в странных составах, «не-арфовую» музыку. Получается не всегда, но арфасангвиник не унывает и катится дальше, по пути приобретая шрамы, шарм и навыки. Если играет качественно, то это – сильный, полный звук, которому, иной раз, возможно не хватает некоторой деликатности, зато жизнелюбия обычно в избытке. Если что-то по-настоящему заинтересовало, может сидеть за инструментом днями и , забывая о перерывах на поесть и поспать, зато если приходится заниматься вещами скучными, то быстро теряет интерес и переключается на другое. Иногда может ударится в излишнюю сценичность в ущерб качеству игры – профессионалы ругаются, но публика прощает. :-). Арфу себе выбирает как рыцарь выбирает меч для решающего сражения – ладную, звучную и, что называется, «по руке».

Арфахолерик-
Когда наблюдаешь за таким арфистом, иногда кажется, что это не игра – это война. Сражение, не на жизнь а на смерть. Это – танго с летальным исходом, лед и пламя в одном стакане, страсть и ненависть… При этом, разумеется, качество игры мы сейчас не обсуждаем – буйствовать можно и на трех аккордах. Такой арфист непредсказуем и опасен, в том числе и для своего несчастного инструмента. Когда он входит в раж, окружающие застывают в изумлении. Он - пугающе неритмичен, он дик и он…изобретателен. Играть с ним в одном составе – пытка и отличный способ развивать способности к предвидению и третий глаз, ибо ты никогда не сможешь угадать, что имен начнет происходить в следующую секунду. И даже если угадаешь, то кто поручиться, что еще через минуту нашему герою все вдруг неожиданно не надоест, и он не отставит арфу в угол и не исчезнет на неделю в направлениях не особенно известных? Да уж, никто не поручиться. Арфы он выбирает по достаточно странным критериям, и в отношениях этих может проявлять высокую степень непостоянства, справедливо считая, что звучат прежде всего его нервные подвижные пальцы, а не кусок дерева со струнами.

Арфамеланхолик -
Арфист в том самом смысле и облике, который приписывается ему в народном сознании: печальное, задумчивое и таинственное существо. Арфу свою очень часто переживает как часть себя и поэтому особенно болезненно реагирует на поломки, неисправности или порванные струны. Если доигрался до хорошего уровня, звучит нежно и проникновенно, если не доигрался – тускло и плоско, но это не его вина. Единственный из всей описываемой компании начинает понимать «пиано» раньше, чем «форте». В детстве, скорее всего, надолго очаровывается «Аленушкой» Мчеделова, да и после половина репертуара минимум написана как раз для таких людей – играй - не хочу! Родившись арфистом леверсным, выбирает себе нежные и мягкие арфочки с серебряным звуком и играет на них печальные бретонские баллады и ирландские эйры. Иногда при этом в глазах у него стоят слезы.

Арфафлегматик-
Единственный персонаж из всей компании, который может звучать точь-в-точь так, как арфовый миди-сэмпл из саунд-библиотеки – равномерно, ровно и ритмично. Хорошее пособие по тому, как на самом деле выглядит игра на инструменте – никаких лишних движений, торжественных полосканий воздуха кистями рук, вздохов и закатываний глаз. Любим дирижером (или, в варианте группы – соратниками по ансамблю) ибо работает стабильно и не выпендривается. Авантюр не любит, ибо хорошая импровизация – подготовленная импровизация, однако раз выучив что-то, не забудет и до самой смерти. К инструменту относится с уважением, но без экзальтации или страсти – как к хорошему старому партнеру по картам; внимательно ухаживает за ней и вряд ли станет менять без должных на, то причин. Верен профессии и инструменту. Прелесть :-)


Дополнения и комментарии - приветствуются :-)

Date: 2011-05-04 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] dom-na-sklone.livejournal.com
Ась, а ты типажи в чистом виде встречала?)
Так-с, я у нас, значит, арфофлегматик с падением с арфомеланхолика и редкими компенсациями холериком, когда все достанет, в периоде ранней юности %)
Я вообще для себя классифицирую тупо по замашкам и репертуару - традиционщик, старинщик, нео-фолкер, классицист, эстрадоджазист, неведомая рОковая зверушка, прочие извращения :) ну и в каждом выделяется как тип инструменталист и вокалист.

Date: 2011-05-04 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] sj-hayworth.livejournal.com
типажи в чистом виде встречала?) (c)
Ну, насколько я помню, и темпераменты как таковые в ярко выраженном виде встречаются не так часто :-)))

арфофлегматик с падением с арфомеланхолика и редкими компенсациями холериком, когда все достанет, в периоде ранней юности %)(с)


по замашкам и репертуару(с)
Ыыыы, для меня это сложнее. Можешь рассказать на живых примерах - тебе, мне, наших общих знакомых? :-)

Date: 2011-05-04 01:50 pm (UTC)
From: [identity profile] dom-na-sklone.livejournal.com
Хотите живых примеров, их есть у меня 8) Так, я медленно но верно формируюсь в разновидность арфист нео-фолковый, вокалирующий 8)) Измываюсь над народным наследием, да чтоб поживее на поинтереснее. С любопытством в сторону традиции.
Ты вообще трудна для определения, но походишь на загадошную авторскую смесь классициста, традиционщика и эстрадоджазиста :-* И насколько я помню, петь под арфу у тебя особо желания нет, так что - инструменталист.
Дебора Хенсон-Конант, например, в том виде, в котором она есть сейчас, - самый что ни на есть вокалирующий эстрадоджазист.
Арфистов-старинщиков называть даже не надо, их тут все знают 8)) Равно как и тех, кто играет на арфе рок ;)

Date: 2011-05-05 04:07 am (UTC)
From: [identity profile] sj-hayworth.livejournal.com
О! Все равно, схема замысловатая :-). Но она ведь позволяет дрейфовать из одного состояния в другое, на протяжении времени, так? :-)

Date: 2011-05-05 05:54 am (UTC)
From: [identity profile] dom-na-sklone.livejournal.com
Ага. По мере развития, смены интересов, меняются и оболочки. А у некоторых они просто составные, как у тебя, например 8) Просто ведь в разном репертуаре и манера игры, аранжировки, набор приемов, звукоизвлечение и т.д. разнятся. Вот так и классифицирую) А почему еще делю на инструменталистов и вокалистов - потому что, мне кажется, тут тоже подход к манере игры разный. Недаром же в программах Эдинбургского феста отдельной строкой выделяют курс для тех, кто предпочитает на арфе аккомпанировать себе под пение - там же столько можно интересного сделать с многоголосием между арфой и вокалом и т.д., если помудриться. Ну вот я как раз в этом направлении и хочу развиваться.

Date: 2011-05-05 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] sj-hayworth.livejournal.com
тоже подход к манере игры разный (c)
Да, это так. Другая логика игры, вставных украшений, ведения и.т.д..

Date: 2011-05-04 09:15 am (UTC)
From: [identity profile] ylgur.livejournal.com
Какая прелесть. 8) Я, очевидно, сангвиник с отдельными заходами в холерика...

Date: 2011-05-04 01:35 pm (UTC)
From: [identity profile] sj-hayworth.livejournal.com
сангвиник с отдельными заходами в холерика (с)
:-))) хороший вариант для сценической работы

Date: 2011-05-04 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] ylgur.livejournal.com
В основном для этого и годится, в студии приходится себя душить. %)))

Date: 2011-05-05 04:08 am (UTC)
From: [identity profile] sj-hayworth.livejournal.com
Да, в студии развернуться негде! :-D

Date: 2011-12-14 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] sj-hayworth.livejournal.com
Кстати, хотела задать тебе вопрос. Когда идет ролл на одной ноте (не знаю, может для этого украшения есть еще какое-то название, в какую сторону подставляются пальцы? Какая апликатура правильнее - 3-2 или 2-3, 2-3-4 или 4-3-2? Мне примерно одинакого нормально оба варианта, но хотелось бы знать как принято. :-)

Date: 2011-05-04 10:52 am (UTC)
From: [identity profile] elanna.livejournal.com
о, ну я точно флегматичный меланхолик, хоть и не арфовый :) да в общем-то и по жизни.. :)

Ася, а у тебя было до арфы другое муз.образование? я забыла - ты ведь играла на фортепиано, если не путаю?

Date: 2011-05-04 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] sj-hayworth.livejournal.com
общем-то и по жизни.. :) (с)
И при этом - уличный музыкант? :-) Я - в шоке. :-)

играла на фортепиано(с)
Да, по первому образованию - пианино. С 5 и до 14 лет. А что? :-)

Date: 2011-05-04 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] elanna.livejournal.com
Да, а почему это удивительно? :) Улица как раз способствует - сидишь часами, смотришь на прохожих, птичек, облака, размышляешь о жизни.. и "нежно и проникновенно" - это как раз мой конёк, по мнению как педагогов, так и постоянных слушателей :) А флегматичность в учебном процессе помогает.
Раньше была больше сангвиником, и сейчас не без этого, но "излишнюю сценичность" никогда не культивировала в музыке.. только в танцах :)

Date: 2011-05-05 04:11 am (UTC)
From: [identity profile] sj-hayworth.livejournal.com
смотришь на прохожих, птичек, облака, размышляешь о жизни (c)
Может быть, это вопрос отношения к уличной игре. Мне, когда я выхожу играть, постоянно кажется, что я - как будто внутри подводной лодки и почти физически чувствую давление воды на свои хрупкие стены. Движение людей. Шум улицы. Взгляды. И мне каждый раз приходится использовать все жизнестойкие стороны своей натуры, что бы этому противостоять :-)),

А флегматичность в учебном процессе помогает.(с)
Ага. Сидишь - и вкалываешь. Час, два, три, семь. Думаю, к концу седьмого мы все уже немного флегматики :-)))

только в танцах :(с)
Думаю, в танцах это действительно важнее.

Date: 2011-05-05 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] elanna.livejournal.com
А я стараюсь такие места выбирать, где потише и люди ходят не спеша и расслабленно, могут остановиться, послушать, поболтать со мной.. Практика показывает, что так и играть приятнее, и зарабатывается лучше :) может, просто повезло, что в нашем городе как раз такое место нашлось - в других городах и местах мне тоже не всегда комфортно.

Вот флегматичность, мне кажется, как раз помогает не вкалывать по семь часов, а спокойно и методично разобраться и все сделать за меньшее время.
Финская система преподавания вообще на это ориентирована, что и неудивительно :) а русские педагоги как-то больше к холеричности тяготеют, пытаются разбудить в ученике мистическое вдохновение и одержимость..

Date: 2011-05-05 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] sj-hayworth.livejournal.com
пытаются разбудить в ученике мистическое вдохновение и одержимость.. (с)
о, мне кажется, это от педагога зависит. мой никогда не стремилась сделать из меня маниака :-))), это я сама :-)))

Date: 2011-05-04 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] elanna.livejournal.com
А про фоно - просто хотела уточнить, ты ведь тоже пришла к арфе уже "образованным" музыкантом.
у меня тоже пианино с 5 до 14 :))

Date: 2011-05-05 04:11 am (UTC)
From: [identity profile] sj-hayworth.livejournal.com
:-), пожимаю руку

Date: 2011-05-04 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] a-tre-ordini.livejournal.com
Я флегматик с заездом в холерика. 8))
(мы оба, впрочем)

Только дирижеров терпеть не могу - их в старинной музыке не было до конца 18 века (как бы не в первой четверти 19 появляются как грибы). А вот директора с континуо - другое дело 8)

Date: 2011-05-04 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] sj-hayworth.livejournal.com
флегматик с заездом в холерика (с)
В смысле дика, но ритмична? :-)))))


директора с континуо - другое дело(с)
:-))

Date: 2011-05-04 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] a-tre-ordini.livejournal.com
Ага. И все мои тараканы проходят тщательную селекцию 8)).

Ритм (в контексте метра/тактуса в нашем случае) это все. Без него музыка не живет. Чем структурированее экспрессия - тем она экспрессивнее. Это как тщательно рассчитанная и выверенная истерика приносит куда больший профит, чем беспорядочный выплеск эмоций 8)))

Date: 2011-05-04 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] sj-hayworth.livejournal.com
Фразу про истерику я у тебя, пожалуй, сопру :-)). Пригодится :-)))

Тактус! О, тактус :-)

Date: 2011-05-04 01:55 pm (UTC)
From: [identity profile] a-tre-ordini.livejournal.com
Надевая черные очки, голосом агента Смита.
- Tactus will find you.

Date: 2011-05-05 04:18 am (UTC)
From: [identity profile] sj-hayworth.livejournal.com
So, I'll try to be cautious :-D

Date: 2011-05-04 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] tyrnmgri.livejournal.com
Хорошо написали. :) А я, похоже, меланхолик с холерическими выбрыками. :)

Date: 2011-05-04 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] sj-hayworth.livejournal.com
меланхолик с холерическими выбрыками (с)
Настоящий волшебный арфист, стало быть :-)

Date: 2011-05-09 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] tyrnmgri.livejournal.com
А ты сама к какому типу себя относишь? :)

Date: 2011-05-09 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] sj-hayworth.livejournal.com
Думаю,я - арфоамбивертна :-))

Date: 2011-05-04 01:38 pm (UTC)
From: [identity profile] carne-anar.livejournal.com
Хм, попыталась определить, к какому темпераменту отношусь, но так и не смогла. Вроде бы арфафлегматик подходит)

Date: 2011-05-04 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] sj-hayworth.livejournal.com
Из курса общей психологии могу Вам сказать совершенно определенно - флегматики НЕ ЗАГОНЯЮТ :-). Так что думайте дальше. Ну и потом, тип не обязан быть ярко выраженным. Может быть, вы - амбивертны как я, например, мало ли...

:-)

Date: 2011-05-04 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] shull.livejournal.com
Я - гитаросангвиник и гармонохолерик :-)

Re: :-)

Date: 2011-05-05 04:19 am (UTC)
From: [identity profile] sj-hayworth.livejournal.com
:-), было бы интересно посмотреть/послушать тебя на гармони :-))

Re: :-)

Date: 2011-05-05 07:16 am (UTC)
From: [identity profile] shull.livejournal.com
Заказывай произведение :-)
Если серьёзно, как только будет нормальный инструмент, а не тот кошмар, который лежит у меня дома.

Re: :-)

Date: 2011-05-05 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] sj-hayworth.livejournal.com
Ок, тогда как будет нормальный инструмент - сообщи мне, хорошо? :-)))
Page generated Feb. 19th, 2026 03:32 am
Powered by Dreamwidth Studios