asyasergeeva: (Default)
[personal profile] asyasergeeva
С чего начать, где искать педагога и на что обращать внимание. Часть 1

статья ориентированна прежде всего на взрослых людей, решивших начать заниматься этим инструментом. У детей обычно меньше возможностей принимать самостоятельное решение, это часто во многом выбор родителей, да и система академического образования в России все еще в основном работает с детской аудиторией. Мне же показалось более интересным посмотреть на проблему глазами взрослого человека, который неожиданно понял, что в его жизни вдруг стало не хватать...арфы :-)


Для начала хотелось бы предложить вам прелестную статью, основанную на интервью с Натальей Хамидовной Шамеевой (тут арфисты уже начинают понимающе кивать головами) http://gazetaigraem.ru/a7201001
Я буду писать немного о другом, но именно этот текст вдохновил меня на то, что бы попробовать написать что-то о своем понимании этой проблемы и о том, как надо что-то делать, а как делать, наверное, не стоит. Я стараюсь писать и о проблемах преподавания инструмента - со своей колокольни практика, арфиста и психолога, не претендуя при этом на методологическую чистоту (за что меня можно ругать и поправлять). Тех принципов, о которых я буду говорить, я придерживаюсь при начальном преподавании арфы взрослым людям. Из этого, впрочем, совсем не следует, что если они покажутся вам логичными и верными, то надо всем вставать и строем отправляться учиться ко мне. Скорее наоборот – я всегда говорю, что прежде чем идти к кому-то учиться, нужно обязательно взвесить все «за» и «против», и подходить к выбору преподавателя почти так же придирчиво и основательно, как к выбору доктора. Но давайте обо всем по порядку.

Глава 1: Базовый вопрос: а надо ли это мне вообще?
Начнем мы, пожалуй, совсем загодя. Пусть отправной точкой нашего рассказа станет тот невероятный момент, та искра решимости или понимания, или кто знает чего еще, которая вдруг сформулировалась в вашей голове в утверждение «Я хочу играть на арфе!»
В этот момент надо остановиться и задуматься, почему это так. Вообще, рекомендую этот метод по отношению к любому возникающему желанию. Очень важно понимать себя, особенно если это хобби в перспективе окажется связанным с большими материальными затратами, и, что важнее – затратами времени. Конечно, почти каждое наше желание имеет и явные, и скрытые мотивы, но нам сейчас необязательно лезть так глубоко. Возьмем лист бумаги, и напишем «Я хочу играть на арфе!» Прямо под этой фразой напишем «А почему я хочу играть на арфе?» Чем интенсивнее и многостороннее вы прокрутите этот вопрос в голове, тем больше разных ответов вы сможете на него получить. Вдруг, неожиданно, вы можете понять, что совсем не хотите играть на арфе, а, скажем, хотите выглядеть изящнее, или хотите подражать какому-то из известных исполнителей, или надеетесь привлекать внимание необычным инструментом. Это, впрочем, проблема не только обучения на арфе. Один мой знакомый гитарист, преподаватель гитары рассказывал, что очень часто люди приходят к нему учиться, но на самом деле они хотят не играть на гитаре, а…(мотиваций может быть огромное количество, и многие с музыкой не связаны). Получается, что вместо того, что бы учить человека музыке, преподаватель тратит месяцы на попытки понять, что же человеку надо. А главное, свое время тратит сам человек. С другой стороны, редко когда причина одна и она связана только с музыкой, звуком и.т.д. Это всегда клубок. Вопрос только в том, каким образом выстроена иерархия мотивов в каждом конкретном случае. И даже если конечный ответ будет звучать как «Я хочу учиться играть на арфе, потому что это позволит мне прославиться в родном городе среди местных музыкантов» - это вполне приемлемый ответ, и как любой другой он определяет дальнейшую последовательность действий. Важно быть честным с самим собой и довольно четко представлять, что надо сделать для достижения цели – тогда отпадут многочисленные хождения по кругу и не возникнет разочарования.

Параллельно с решением этого базового вопроса стоит определиться с той музыкой, которую хочется играть .
36.21 КБ

Как известно, не существует «сферического музыканта в вакууме», резонирующего от своих внутренних струн. Мы всегда что-то где-то слышим, любим какую-то музыку, какую-то не любим. Вспомните, вы же где-то услышали этот инструмент? У кого? Чем он вас заинтересовал? Обычно этот вопрос вызывает гораздо меньше мучений чем первый, просто в силу того, что они идут парой и очень часто желание научиться чему то произрастает из какого-то любимого воспоминания, чьей-то классной игры. Тем не менее.
11.28 КБ
Музыки вокруг всегда больше, чем мы можем переслушать за свою жизнь. Тысячи стилей и направлений, сотни тысяч артистов. Но если мы уж решили связать свою жизнь с каким-то конкретным инструментом, то будет только честно, если мы попробуем составить представление о том, что и как можно на нем делать, в каких стилях, жанрах и.т.д. Чем больше – тем лучше! Это поможет и определиться окончательно с ответом на базовый вопрос (надо ли это мне, и если да – то почему?), и расширить границы понимания инструмента, и, немаловажный момент, произвести впечатление на своего предполагаемого преподавателя (который тоже человек, и музыкант, и которому всегда интереснее работать с людьми, которые глубоко «в теме»).

50.18 КБ

12.60 КБ

Изучая музыку, изучаем и музыкантов. Любимые артисты – кто они? У кого они учились? Школы, классы, академии, консерватории? С кем они работали? Менялось ли их звучание с годами? Если да – почему и в какую сторону? Почему мне нравится именно этот артист – его звук, его сценический стиль, его репертуар, его внешний вид :-)? Кого он сам называет в числе любимых музыкантов – может быть, стоит послушать и их? Все это – довольно длительная, но весьма увлекательная работа, позволяющая начать разбираться в том что и как происходит в арфовом мире.
6.09 КБ

16.58 КБ

8.56 КБ


(в следующем выпуске: Глава 2: я – сам или я+преподаватель)
Дополнения и комментарии как всегда приветствуются

Date: 2011-08-24 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] loriennon.livejournal.com
«А почему я хочу играть на арфе?»(ц)
хм, до сих пор уже года два как думаю: почему? )))) и до сих пор не знаю :) сажусь за арфу - этот вопрос вообще кажется каким-то нелепым и странным, будто ответ сам собой очевиден - Что значит "Зачем"? Это ж так здорово! ))))))

Date: 2011-08-24 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] sj-hayworth.livejournal.com
Мотивация завязанная чисто на игру тоже понятна, но и она развивается. В противном случае вообще можно не учиться - дернул тремя пальцами один аккорд до завтрака, другой - после завтрака, и хорошо :-). Но раз ты все-таки учишся играть, значит этот драйв, это движение можно как-то сформулировать :-)

Date: 2011-08-24 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] prettyone11.livejournal.com
я к примеру пришла к арфе не от любимого музыканта или направления музыки. Мне понравился прекрасный звук инструмента, его душа если так можно выразиться.Хотела научиться играть.И действительно,пока стояла цель: научиться играть - все шло напором. Но научившись играть на арфе до уровня хоть какой то игры, напор спал, мотивация к развитию снизилась.Тот уровень,который есть, позволяет мне придумывать какие то вещи для души и их исполнять. Поэтому у меня затишье. Т.е. первоначальная цель достигнута. Но,вопрос целей стоит и я вижу для себя новые интересные горизонты.Спасибо за статью, есть над чем подумать)

Date: 2011-08-24 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] sj-hayworth.livejournal.com
Не за что :-). Как раз тех, кто ко мне приходит я не могу упрекнуть в путаннице в целях (суеверно стучу по дереву). Если хотите, конечно, можем как-нибудь пообсуждать вопросы возможного развития в разные стороны. По поводу расписания пока не отвечаю, потому что только завтра разовариваю с новым работодателем по поводу планового времени работы по будням.

Date: 2011-08-24 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] prettyone11.livejournal.com
Хорошо! Буквально сегодня уменя таки сформировалась новая концепция. Но рассказывать о ней не буду до получения первых результатов)С удовольствием пообсуждаю с Вами эту тему,т.к.мне сложно, потому что я точно-не академист и 70-процентно не кельтист))

Кроме того,есть что об арфе рассказать-постараюсь на днях написать об этом пост)
Жду от Вас новостей и удачи с начальством))

Date: 2011-08-25 04:44 am (UTC)
From: [identity profile] sj-hayworth.livejournal.com
:-) отлично! С нетерпением жду возможности пообщаться!

Date: 2011-08-24 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] elwynsun.livejournal.com
Да,Альбин,тебя как раз понимаю.До определенного уровня довольно не трудно дойти,а вот дальше...я сейчас просто теряюсь в мыслях,поскольку очень хочется освоить джазовые стандарты на арфе.
Ася,вот вопрос:Можете ли посоветовать,с чего начать?Просто столько мыслей,да и левую руку нужно сильно тренировать.Ума не приложу с чего начать,чтобы именно поиграть джаз и босса-нову.

Date: 2011-08-24 09:17 pm (UTC)
From: [identity profile] prettyone11.livejournal.com
Кризис -это всегда преддверие новой ступени роста.Так что надеюсь мы все найдем новые цели, стимулы и вдохновение идти дальше.А там "практика нам да поможет!" =)

Date: 2011-08-25 04:44 am (UTC)
From: [identity profile] sj-hayworth.livejournal.com
Да, практика это все! Мне говорили что Минина на вопросы по поводу того, как сделать то или это, когда не получается, отвечала - "надо просто больше играть. Играть, играть и играть" :-)

Date: 2011-08-25 04:51 am (UTC)
From: [identity profile] sj-hayworth.livejournal.com
Прокачанная левая рука и игра джаза - это две разные задачи. Для первой подойдут определенные леворучные этюды (мне надо прикинуть, какие из них вообще можно сыграть на кельтской, правда) и большое количество леворучных упражнений -от базовых 1-2,1-3,1-4 до шагающих терций, упражнений на 2-3-3-2 и 3-4-4-3. Трудно это пересказывать, лучше показать.
Для джаза прежде всего нужна хорошая теор подготовка по джазовой гармонии и основам импровизации. Каких-то особых вещей тут нет. Ну да, приходится думать сильно заранее о педалировании\леверсировании разве что. И первое время долго и внимательно проучивать переходы.

А вот для босса-новы хорошая, расслабленная левая рука необходима. При неправильной постановке и зажимах это именно тот стиль, на котором руку можно убить в мясо. Но я не знаю, можно ли только начав заниматься самостоятельно осуществлять контроль левой. Я на интенсивную левую первые пьесы выдаю обычно к середине - второй трети первого года и то трясусь и постоянно задаю вопросы про ощущения в кисти.

Date: 2011-08-24 10:46 pm (UTC)
From: [identity profile] naglostb.livejournal.com
Согласна с тобой, очень правильная постановка вопроса "Почему я хочу играть на арфе?", очень важно чтобы человек четко представлял свои желания и цели, тогда гораздо проще его научить. Вот я всегда спрашиваю учеников на первом уроке: "Зачем вы хотите научиться играть на арфе?" и получаю очень разные ответы: "Потому что это мечта с детства" или "Хочу играть вот эту конкретную песню Мельницы" или "Потому что хочу играть музыку 15 века" и исходя из этого я и учу их по-разному:))

Date: 2011-08-25 04:42 am (UTC)
From: [identity profile] sj-hayworth.livejournal.com
Вот я всегда спрашиваю учеников на первом уроке: "Зачем вы хотите научиться играть на арфе?" (c)
Я своих тоже пытаю на эту тему, но они не всегда признаются :-)))

исходя из этого я и учу их по-разному:))(с)
Именно!

Date: 2011-08-25 05:50 am (UTC)
From: [identity profile] yarven.livejournal.com
ссылка на статью Шмелевой вызывает только истеричное хихиканье. Ибо на 300 верст вокруг нету ни преподавателя по кельстской арфе, ни по классической :) и крутись как хочешь :)))
какие уж тут методики.

:) извиняюсь за оффтоп

Date: 2011-08-27 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] sj-hayworth.livejournal.com
статью Шмелевой вызывает только (с)
Пожалуйста, не коверкайте фамилию уважаемой Натальи Хамидовны. Она все-таки Шамеева. И, заметим, пишет она о том, что при занятии с детьми необходимо бесконечное терпение вкупе с уважением и попытками заинтересовать. Что истина, разумеется. Даже так - я бы сказала это статья о любви. К арфе и всем тем, кто развивает и продвигает это искусство. И этим она ценна. А как крутиться - я напишу через несколько постов. Сначала - общие вещи для осквичей и питерцев, у которых проблема стоит менее остро

Date: 2011-08-28 04:36 am (UTC)
From: [identity profile] yarven.livejournal.com
mia culpa
не хотел обижать педагога.

Date: 2011-08-26 06:51 am (UTC)
From: [identity profile] el-gato-rochas.livejournal.com
У моих учеников часто бывает, что "аппетит приходит во время еды". Либо родители хотели, чтобы чадо играло и позвали меня, либо они сами хотели гитару, но не знали для чего. Начинаю показывать, что можно - удивляются, увлекаются, начинают учить ноты и понеслось...

Date: 2011-08-27 09:20 am (UTC)
From: [identity profile] sj-hayworth.livejournal.com
Ну, с маленькими в общем-то да, разговор всегда подразумевает маячащих за спиной родителей, а вот со взрослыми - хорошо, когда начинают понимать в процессе, но случается, что не понимают...

Date: 2011-08-28 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] el-gato-rochas.livejournal.com
Ну у меня маленьких учеников всего один. Остальным 13-20... или немного за 30
Page generated Feb. 19th, 2026 01:01 pm
Powered by Dreamwidth Studios